среда, 21 марта 2012 г.

Вариант 3


Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

(1)Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости
и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2)В кухню являлся
кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично
одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стеклами
очков.
(3)Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и
понемногу разгоралось жаркое веселье.
(4)Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
(5)Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она
бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце,
выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6)Только самовар
тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
– (7)Прочь, грусть-тоска! (8)Ванька, становись! – иногда ухарски кричал
музыкант.
(9)Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по
гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и,
сконфуженно улыбаясь, он просил:
– (10)Только почаще, Яков Васильич!
(11)Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала
стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки,
точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и
метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк,
содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
(13)Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если
открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу,
неизвестно куда...
(14)Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым
голосом:
– (15)Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16)Утешь!
– (17)Что ты, свет, что ты, Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь,
приговаривала бабушка. – (18)Куда уж мне плясать? (19)Людей смешить
только...
(20)Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила
юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:
– (21)Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
(22)Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее;
Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом
бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками,
подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.
(23)Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24)Вот она идёт
тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её
большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.
(25)Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и
тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26)Откачнулась в сторону,
уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла,
прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, – и вдруг её сорвало с места, закружило
вихрем. (27)Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз
отвести от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты
чудесного возвращения к юности!
(28)И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29)Вот
тебе и праздник, и боле ничего не надо!

(По М.Горькому)1

1Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 –1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.



Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему все стали просить бабушку
«пройтись разок»?»
1) Музыка дяди Якова вызвала у всех печаль.
2) Бабушка прекрасно танцевала, но любила, чтобы её
долго уговаривали.
3) Цыганок не хотел больше плясать один.
4) Танец бабушки очаровывал всех своей красотой и
выразительностью.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово
«утешить» (предложение 16).
1) пожалеть 2) помочь
3) порадовать 4) успокоить

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является олицетворение.
1) Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив,
сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
2) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу
гитары.
3) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
4) Но особенно памятны мне праздничные вечера…

A4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНО (предложение 13) согласный звук [т]
является непроизносимым.
2) В слове ВПРИСЯДКУ (предложение 22) первый звук [ф].
3) В слове УЛЫБАЯСЬ (предложение 26) мягкость согласного [с,]
на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове РУЧЬЁМ (предложение 5) звуков больше, чем букв.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) очарованные 2) издали
3) разгоралось 4) размахнув

A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) приговаривала 2) приветливой
3) прислушиваясь 4) приходил

A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из
правила?
1) самозабвенно 2) напряжённой
3) бесшумно 4) стеклянная

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените просторечное слово «гостинцы» в предложении 3
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

B2 Замените словосочетание «любовно настраивал» (предложение 4),
построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 21.

Ответ:

B4 Среди предложений 27–29 найдите предложение с обособленным
определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при обращении.
Что ты,(1) свет,(2) что ты,(3) Григорий Иваныч? –
посмеиваясь и поёживаясь,(4) говорила бабушка. – Куда уж
мне плясать? Людей смешить только...

Ответ:

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.
Ответ запишите цифрой.

Ответ:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую
запятую между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Но когда все стали просить её,(1) она вдруг молодо встала,
(2) оправила юбку,(3) выпрямилась,(4) вскинув тяжёлую
голову,(5) и пошла по кухне,(6) вскрикивая:
– Ну-ка,(7) Яша,(8) перетряхни музыку-то!

Ответ:

B8 Среди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.

Ответ:

B9 Среди предложений 22–24 найдите сложное предложение с
бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Используя прочитанный текст части 2, выполните на
отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед
написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как
они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру
из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и
грамматические явления (всего 2 примера) .
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете
смысл финала текста: «И все застывали, очарованные
пляской и бабушки, и Цыганка. Вот тебе и праздник, и боле
ничего не надо!»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Ответы:

В1 – подарки, сладости
В2 – настаивал с любовью, с любовью настраивал, настраивать с любовью, с любовью настраивать
В3 - перетряхни
В4 -28
В5 – 1, 2, 3
В6 - 3
В7 - 1
В8 - 1
В9 - 22

вторник, 20 марта 2012 г.

Вариант 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

(1)Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго, любовались волжскими просторами, и я  хорошо помню эти первые дни насыщения красотою. (2)К счастью, установилась хорошая, не очень ветреная погода. (3)С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных
осенью, шелками шитых берегов Волги. (4)Не торопясь, лениво и гулко бухая лопастями колёс по серовато-синей воде, тянется вверх по течению белоснежный пароход. (5)Незаметно плывёт над Волгой солнце. (6)Каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы – как пышные складки на
богатой одежде земли. (7)По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух. (8)Помню детскую радость бабушки, когда она увидела церкви, которые будто летели в небо. – (9)Ты гляди, как хорошо-то! – говорила бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияла. (10)Часто она, заглядевшись на эту красоту, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах блестят слёзы. (11)Я дёргаю её за тёмную цветастую юбку.  – (12)А? – встрепенётся она. – (13)А я будто задремала да сон вижу. (14)Не пугайся, это слёзы радости. (15)И начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе. (16)Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня. (17)Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат слова. (18)Слушать её невыразимо приятно. (19)Я слушаю, и прошу: – (20)Ещё! (21)Вокруг стоят матросы, бородатые ласковые мужики, и они тоже слушают, смеются, хвалят её. (22)И просят: – (23)А ну, бабушка, расскажи ещё чего! (24)Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, ласковые, яркие, сочные. (25)Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы. (26)Несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. (27)Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. (28)Хотя бабушка была сутулая, почти горбатая, очень полная, двигалась она легко и ловко. (29)Точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
(30)До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево. (31)Бабушка сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком. (32)Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

(По М.Горькому)1

1Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 –1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой любил слушать бабушкины сказки?»

1) В этот момент бабушка молодела.
2) Герою нравилось, как бабушку слушали матросы.
3) Бабушка была удивительной рассказчицей.
4) Ехали очень долго, и сказки были единственным развлечением.

А2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сиять» (предложение 9).
1) блестеть на солнце
2) сверкать под лучами солнца
3) гореть от солнечного света
4) светиться радостью

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги.
2) По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух.
3) Ты гляди, как хорошо-то! – говорила бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияла.
4) И начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе.

А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове БЕСКОРЫСТНАЯ (предложение 32) согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове СЧАСТЬЮ (предложение 2) первый звук – [щ’].
3) В слове БОЛЬШАЯ (предложение 29) мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове (О) ЗВЕРЬЕ (предложение 15) звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) блестят 2) укреплялись
3) вливая 4) стоят

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) установилась 2) разбудила
3) спрятанный 4) бескорыстная

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) белоснежный 2) ветреная
3) диковинные 4) позолоченных

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «диковинные» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:

B2. Замените словосочетание «волжскими просторами» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 15.
Ответ:

B4 Среди предложений 4–7 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
Ответ:

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго,(1) любовались волжскими просторами,(2) и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.
К счастью,(3) установилась хорошая,(4) не очень ветреная погода. С утра до вечера я с бабушкой на палубе,(5) под ясным небом,(6) между позолоченных осенью,(7) шелками шитых берегов Волги.

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
Ответ:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Вся она – тёмная,(1) но светилась изнутри – через глаза – неугасимым,(2) весёлым и тёплым светом. Хотя бабушка была сутулая,(3) почти горбатая,(4) очень полная,(5)
двигалась она легко и ловко.
Ответ:

B8 Среди предложений 6–9 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:

B9 Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера) .
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 30 предложения текста: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

ВАРИАНТ 1 для подготовки к ГИА.

Прочитайте текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.1–C2.2

(1)Когда я позвонил в дверь квартиры Нины Георгиевны, мне открыл парень лет пятнадцати, которого я прежде никогда не видел. (2)Парень был аккуратный, прибранный, у него были волнистые светлые волосы, зачёсанные набок, живые глаза и нежные, розовые щёки. (3)Вежливо и даже ласково спросил он, кого мне нужно. (4)Я всегда терялся перед мальчишками, которые были всего на два или три года старше меня, гораздо больше, чем перед взрослыми. (5)Особенно неловко мне было перед теми, которые были не похожи на меня, в которых я чувствовал превосходство. (6)Я и тут так оробел, что чуть было не забыл имя–отчество Нины Георгиевны. – (7)Заходи, пожалуйста, она скоро придёт, – сказал парень и пропустил меня вперёд. – (8)Не обращай на меня внимания, я должен собраться. (9)На полу стоял большой кожаный чемодан с откинутой крышкой, в который парень с аккуратностью укладывал рубашки, майки, книги. – (10)Ты, наверное, Шурик? – спросил я то, в чём был совершенно уверен. – (11)Да, приятель, а ты откуда меня знаешь? – (12)Нина Георгиевна мне рассказала. (13)Она очень ждала тебя. (14)Лицо его стало строгим и даже печальным. – (15)Да, Нина Георгиевна вырастила меня. (16)Но, к сожалению, я должен был выбирать. (17)Мои родители, потерявшие меня пятнадцать лет назад, с тех пор искали меня повсюду. (18)Они очень благодарны Нине Георгиевне. (19)Хотя и в детском доме мне было бы хорошо, но в домашних условиях, разумеется, лучше. (20)Нина Георгиевна меня очень любит, и я её тоже очень люблю. (21)Хотя она несколько странная, не от мира сего, добрая чрезмерно. \(22)И меня бы испортила своей добротой, если бы я не оказывал сопротивления. (23)Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от рождения отцовский стержень. (24)Все его фразы были обдуманными, он ни разу не сбился, не назвал Нину Георгиевну так, как раньше, – мамой. (25)Но всё же я улавливал в его голосе смущение, хотя Шурик и старался его скрыть. – (26)Думаешь, мне нужны эти рубашки и книги? (27)Я просто не хочу, чтобы они напоминали Нине Георгиевне обо мне, ей это будет тяжело. (28)Лучше один раз пережить и больше не вспоминать. (29)Шурик сел на крышку туго набитого чемодана и закрыл его на ключ. (30)Потом он как-то торжественно и неторопливо согнул руку в локте, рукав пиджака полез наверх, и я увидел у него на руке красивые модные часы. – (31)Отец подарил, – между прочим сообщил он. (32)И сразу заторопился: – (33)Мне пора! (34)Очень хорошо, что ты здесь оказался. (35)Я потом напишу Нине Георгиевне. (36)А ты скажи, что я очень переживал. (37)Но если нашлись родители? (38)Я ведь не виноват. (39)Шурик выложил на стол ключи. – (40)Передай ей, пожалуйста. (41)Боясь встретиться с ней по дороге, он удалился почти бегом, припадая на правую сторону: руку оттягивал чемодан. (42)Я взглянул на висящую на стене фотографию мальчишки лет четырёх, в матроске и бескозырке с серебряным словом « Витязь», из-под которой выбивались светлые волнистые волосы. (43)Я представил себе, как много лет назад Нина Георгиевна купила ему этот нарядный костюмчик, долго причёсывала перед тем, как повести к фотографу. (44)Но часы она ему купить не успела. (45)«Эх, ты… витязь!» – подумал я, схватил ключи, лежащие на столе, и сунул в карман пальто. (46)Я сделал это необдуманно и лишь потом понял, зачем так поступил: эти ключи, оставленные на столе, говорили о чём-то окончательно непоправимом.
(По А. Г. Алексину*)
*Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924) – советский прозаик, драматург. Основное направление его творчества – психологическая проза для подростков. Характерная особенность повестей Алексина («Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребёнок» и др.) – обращение к остропсихологическим коллизиям, позволяющим героям книг разобраться в самих себе и в окружающих людях, сформировать себя как личность.


Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Шурик спешил поскорее уйти?»
1) Шурик опаздывал на встречу со своими родителями.
2) Рассказчик смутил Шурика своими резкими высказываниями.
3) Шурик боялся встретиться с Ниной Георгиевной.
4) Шурику хотелось быстрее покинуть место, где ему
плохо жилось.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пропустил» (предложение 7).
1) посторонился, дал дорогу
2) прошёл мимо
3) сделал пропуск
4) обработал что-либо особым образом

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) И меня бы испортила своей добротой, если бы я не оказывал сопротивления.
2) На полу стоял большой кожаный чемодан с откинутой крышкой, в который парень с
аккуратностью укладывал рубашки, майки, книги.
3) Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от рождения отцовский стержень.
4) Парень был аккуратный, прибранный, у него были волнистые светлые волосы, зачёсанные набок, живые глаза и нежные, розовые щёки.

A4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЖАЛУЙСТА буква Й обозначает непроизносимый звук.
2) В слове СБИЛСЯ первый звук – [з].
3) В слове СТЕРЖЕНЬ мягкость согласного [ н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове БОЯСЬ звуков больше, чем букв.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) вырастила 2) удалился
3) костюмчик 4) волнистые

A6 В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?
1) обдуманными 2) испортила
3) открыл 4) позвонил

A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) зачёсанные 2) остеклённый
3) деревянный 4) кожаный

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените разговорное слово «парень» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2 Замените словосочетание «с аккуратностью укладывал», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 16.

B4 Среди предложений 17 - 23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(–ы), обозначающую(–ие) запятую(–ые) при вводном слове.
– Ты,(1) наверное,(2) Шурик? – спросил я то,(3) в чём был совершенно уверен.
– Да,(4) приятель,(5) а ты откуда меня знаешь?

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 46.

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Я взглянул на висящую на стене фотографию мальчишки лет четырёх,(1) в матроске и бескозырке с серебряным словом « Витязь»,(2) из-под которой выбивались светлые волнистые волосы. Я представил себе,(3) как много лет назад Нина Георгиевна купила ему этот нарядный костюмчик,(4) долго причёсывала перед тем,(5) как повести к фотографу.

B8 Среди предложений 1 - 6 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

B9 Среди предложений 24 - 32 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:

С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера) . Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл следующих слов рассказчика: «Эх, ты… витязь!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.