среда, 21 марта 2012 г.

Вариант 4

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

(1)В красильной мастерской у деда работал молодой широкоплечий
подмастерье – Цыганок. (2)Он занимал в доме Кашириных особенное место:
дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза
говорил о нём растроганно, жмурясь и покачивая головою:
– (3)Золотые руки у Иванка! (4)Помяните моё слово: не мал человек растёт!
(5)Я узнал от бабушки, что Цыганок – подкидыш; раннею весной, в
дождливую ночь, его нашли у ворот дома на деревянной лавке.
– (6)Лежит, в широкий фартук обёрнут, – задумчиво и таинственно
сказывала бабушка, – еле попискивает, закоченел уж… (7)Ну, и приняли его,
окрестили, вот и живёт, хорош. (8)Я его вначале Жуком звала: он, бывало,
ползает и жужжит, совсем как жук. (9)Люби его: он простая душа!
(10)Я и любил Ивана, и удивлялся ему до немоты.
(11)По выходным в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь:
Цыганок доставал из-за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную
упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу
разъезжала четвёрка вороных. (12)Дети от восторга кричали, прихлопывая в
ладони.
(13)Он показывал мышат, которые под его команду стояли и ходили на
задних лапах, волоча за собою длинные хвосты, смешно мигая
чёрненькими бусинами бойких глаз. (14)С мышами он обращался бережно,
носил их за пазухой, кормил сахаром, целовал и говорил убедительно:
– (15)Мышь – преумный житель, ласковый, её домовой очень любит!
(16)Кто мышей кормит, к тому и дед-домовик благоволит…
(17)Он умел делать фокусы с картами, деньгами, кричал громче всех детей
и почти ничем не отличался от них. (18)Однажды дети, играя с ним в карты,
оставили его "дураком" несколько раз кряду. (19)Он очень опечалился,
обиженно надул губы и бросил игру, а потом жаловался мне, шмыгая носом:
– (20)Знаю я, они уговорились! (21)Они перемигивались, карты совали друг
другу под столом. (22)Разве это игра? (23)Жульничать я сам умею не хуже...
(24)Но особенно он памятен мне по субботам: в этот день дед наказывал
всех нагрешивших за неделю. (25)Когда дедушка сёк меня, Цыганок
подставлял под розги свою руку, а на другой день, показывая опухшие
пальцы, жаловался:
– (26)Нет, это всё без толку! (27)Тебе – не легче, а мне – гляди-ка вот!
(28)Больше я не стану, ну тебя!
(29)И в следующий раз снова принимал ненужную боль.
– (30)Ты ведь не хотел, Цыганок?
– (31)Не хотел, да вот сунул... (32)Так уж как-то, незаметно...
(33)Было приятно слушать его добрые слова, глядя, как играет в печи
красный и золотой огонь, как вздымаются вверх молочные облачка дыма.
(34)В эти минуты, глядя на Цыганка, я был счастлив. (35)Я переставал
чувствовать себя чужим в доме деда…
(По М.Горькому)1

1Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 –1936) – русский
писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его
автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о
становлении личности подростка.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик любил
Цыганка?»
1) Цыганок занимал в мастерской деда особенное место.
2) У Цыганка, по словам деда, были «золотые руки».
3) Цыганок не жульничал во время игры.
4) Цыганок был добрым и отзывчивым человеком.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово
«особенное» (предложение 2).
1) исключительное
2) необычайное
3) чужое
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологический оборот.
1) В красильной мастерской у деда работал молодой
широкоплечий подмастерье – Цыганок.
2) Я узнал от бабушки, что Цыганок – подкидыш; раннею
весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на
деревянной лавке.
3) Золотые руки у Иванка! Помяните моё слово: не мал
человек растёт!
4) Кто мышей кормит, к тому и дед-домовик благоволит.

A4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЛИВ (предложение 34) согласный звук [т]
является непроизносимым.
2) В слове УПРЯЖЬ (предложение 11) последний звук [ш].
3) В слове УБЕДИТЕЛЬНО (предложение 14) мягкость согласного
[л '] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове ВЗДЫМАЮТСЯ (предложение 33) звуков больше, чем
букв.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) удивлялся 2) растёт 3) кричали 4) работа

A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением,
близким к слову «очень»?
1) приняли
2) прихлопывая
3) приятно
4) преумный

A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из
правила?
1) нитяную
2) выскобленную
3) деревянной
4) обиженно

B1 Замените разговорное слово «закоченел» в предложении 6
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

B2 Замените словосочетание «от восторга кричали» (предложение 12),
построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием
со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 12.

Ответ:

B4 Среди предложений 18–23 найдите предложения с обособленными
обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

Ответ:

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую
запятую при обращении.
–Ты ведь не хотел,(1) Цыганок?
–Не хотел,(2) да вот сунул... Так уж как-то,(3) незаметно...

Ответ:

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
Ответ запишите цифрой.

Ответ:

B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую
запятую между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
По субботам в кухне начиналась неописуемо забавная
жизнь: Цыганок доставал из-за печи чёрных тараканов,(1)
быстро делал нитяную упряжь,(2) вырезывал из бумаги
сани,(3) и по жёлтому,(4) чисто выскобленному столу
разъезжала четвёрка вороных.

Ответ:

B8 Среди предложений 33–35 найдите сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.

Ответ:

B9 Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с
бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Используя прочитанный текст части 2, выполните на
отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед
написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как
они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру
из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и
грамматические явления (всего 2 примера) .
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете
смысл последних предложений текста: «В эти минуты, глядя на
Цыганка, я был счастлив. Я переставал чувствовать себя
чужим в доме деда….».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы:

В1 – замерз
В2 – восторженно кричали, кричали восторженно
В3 – дети кричали
В4 – 18, 19
В5 – 1
В6 - 3
В7 - 3
В8 -33
В9 - 11

Комментариев нет:

Отправить комментарий