вторник, 20 марта 2012 г.

Вариант 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

(1)Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго, любовались волжскими просторами, и я  хорошо помню эти первые дни насыщения красотою. (2)К счастью, установилась хорошая, не очень ветреная погода. (3)С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных
осенью, шелками шитых берегов Волги. (4)Не торопясь, лениво и гулко бухая лопастями колёс по серовато-синей воде, тянется вверх по течению белоснежный пароход. (5)Незаметно плывёт над Волгой солнце. (6)Каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы – как пышные складки на
богатой одежде земли. (7)По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух. (8)Помню детскую радость бабушки, когда она увидела церкви, которые будто летели в небо. – (9)Ты гляди, как хорошо-то! – говорила бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияла. (10)Часто она, заглядевшись на эту красоту, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах блестят слёзы. (11)Я дёргаю её за тёмную цветастую юбку.  – (12)А? – встрепенётся она. – (13)А я будто задремала да сон вижу. (14)Не пугайся, это слёзы радости. (15)И начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе. (16)Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня. (17)Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат слова. (18)Слушать её невыразимо приятно. (19)Я слушаю, и прошу: – (20)Ещё! (21)Вокруг стоят матросы, бородатые ласковые мужики, и они тоже слушают, смеются, хвалят её. (22)И просят: – (23)А ну, бабушка, расскажи ещё чего! (24)Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, ласковые, яркие, сочные. (25)Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы. (26)Несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. (27)Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. (28)Хотя бабушка была сутулая, почти горбатая, очень полная, двигалась она легко и ловко. (29)Точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
(30)До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево. (31)Бабушка сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком. (32)Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

(По М.Горькому)1

1Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 –1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой любил слушать бабушкины сказки?»

1) В этот момент бабушка молодела.
2) Герою нравилось, как бабушку слушали матросы.
3) Бабушка была удивительной рассказчицей.
4) Ехали очень долго, и сказки были единственным развлечением.

А2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сиять» (предложение 9).
1) блестеть на солнце
2) сверкать под лучами солнца
3) гореть от солнечного света
4) светиться радостью

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги.
2) По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух.
3) Ты гляди, как хорошо-то! – говорила бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияла.
4) И начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе.

А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове БЕСКОРЫСТНАЯ (предложение 32) согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове СЧАСТЬЮ (предложение 2) первый звук – [щ’].
3) В слове БОЛЬШАЯ (предложение 29) мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове (О) ЗВЕРЬЕ (предложение 15) звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) блестят 2) укреплялись
3) вливая 4) стоят

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) установилась 2) разбудила
3) спрятанный 4) бескорыстная

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) белоснежный 2) ветреная
3) диковинные 4) позолоченных

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «диковинные» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:

B2. Замените словосочетание «волжскими просторами» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 15.
Ответ:

B4 Среди предложений 4–7 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
Ответ:

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго,(1) любовались волжскими просторами,(2) и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.
К счастью,(3) установилась хорошая,(4) не очень ветреная погода. С утра до вечера я с бабушкой на палубе,(5) под ясным небом,(6) между позолоченных осенью,(7) шелками шитых берегов Волги.

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
Ответ:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Вся она – тёмная,(1) но светилась изнутри – через глаза – неугасимым,(2) весёлым и тёплым светом. Хотя бабушка была сутулая,(3) почти горбатая,(4) очень полная,(5)
двигалась она легко и ловко.
Ответ:

B8 Среди предложений 6–9 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:

B9 Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера) .
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 30 предложения текста: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий