среда, 21 марта 2012 г.

Вариант 3


Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

(1)Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости
и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2)В кухню являлся
кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично
одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стеклами
очков.
(3)Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и
понемногу разгоралось жаркое веселье.
(4)Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
(5)Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она
бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце,
выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6)Только самовар
тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
– (7)Прочь, грусть-тоска! (8)Ванька, становись! – иногда ухарски кричал
музыкант.
(9)Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по
гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и,
сконфуженно улыбаясь, он просил:
– (10)Только почаще, Яков Васильич!
(11)Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала
стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки,
точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и
метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк,
содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
(13)Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если
открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу,
неизвестно куда...
(14)Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым
голосом:
– (15)Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16)Утешь!
– (17)Что ты, свет, что ты, Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь,
приговаривала бабушка. – (18)Куда уж мне плясать? (19)Людей смешить
только...
(20)Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила
юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:
– (21)Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
(22)Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее;
Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом
бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками,
подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.
(23)Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24)Вот она идёт
тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её
большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.
(25)Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и
тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26)Откачнулась в сторону,
уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла,
прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, – и вдруг её сорвало с места, закружило
вихрем. (27)Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз
отвести от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты
чудесного возвращения к юности!
(28)И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29)Вот
тебе и праздник, и боле ничего не надо!

(По М.Горькому)1

1Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 –1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.



Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему все стали просить бабушку
«пройтись разок»?»
1) Музыка дяди Якова вызвала у всех печаль.
2) Бабушка прекрасно танцевала, но любила, чтобы её
долго уговаривали.
3) Цыганок не хотел больше плясать один.
4) Танец бабушки очаровывал всех своей красотой и
выразительностью.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово
«утешить» (предложение 16).
1) пожалеть 2) помочь
3) порадовать 4) успокоить

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является олицетворение.
1) Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив,
сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
2) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу
гитары.
3) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
4) Но особенно памятны мне праздничные вечера…

A4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНО (предложение 13) согласный звук [т]
является непроизносимым.
2) В слове ВПРИСЯДКУ (предложение 22) первый звук [ф].
3) В слове УЛЫБАЯСЬ (предложение 26) мягкость согласного [с,]
на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове РУЧЬЁМ (предложение 5) звуков больше, чем букв.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) очарованные 2) издали
3) разгоралось 4) размахнув

A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) приговаривала 2) приветливой
3) прислушиваясь 4) приходил

A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из
правила?
1) самозабвенно 2) напряжённой
3) бесшумно 4) стеклянная

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените просторечное слово «гостинцы» в предложении 3
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

B2 Замените словосочетание «любовно настраивал» (предложение 4),
построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 21.

Ответ:

B4 Среди предложений 27–29 найдите предложение с обособленным
определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при обращении.
Что ты,(1) свет,(2) что ты,(3) Григорий Иваныч? –
посмеиваясь и поёживаясь,(4) говорила бабушка. – Куда уж
мне плясать? Людей смешить только...

Ответ:

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.
Ответ запишите цифрой.

Ответ:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую
запятую между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Но когда все стали просить её,(1) она вдруг молодо встала,
(2) оправила юбку,(3) выпрямилась,(4) вскинув тяжёлую
голову,(5) и пошла по кухне,(6) вскрикивая:
– Ну-ка,(7) Яша,(8) перетряхни музыку-то!

Ответ:

B8 Среди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.

Ответ:

B9 Среди предложений 22–24 найдите сложное предложение с
бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Используя прочитанный текст части 2, выполните на
отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед
написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как
они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру
из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и
грамматические явления (всего 2 примера) .
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете
смысл финала текста: «И все застывали, очарованные
пляской и бабушки, и Цыганка. Вот тебе и праздник, и боле
ничего не надо!»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Ответы:

В1 – подарки, сладости
В2 – настаивал с любовью, с любовью настраивал, настраивать с любовью, с любовью настраивать
В3 - перетряхни
В4 -28
В5 – 1, 2, 3
В6 - 3
В7 - 1
В8 - 1
В9 - 22

Комментариев нет:

Отправить комментарий